Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск





МБДОУ г. Иркутска детский сад №114

Опыт работы на тему:

«Продуктивная деятельность, как средство умственного и речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Иркутск, 2014г.

Содержание:

1)Введение………………………………………..

2)Основная часть…………………………………

3)Заключение……………………………………..

4)Литература……………………………………...

5)Приложение…………………………………….

Введение.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В.А.Сухомлинский.

В последнее время растёт количество детей с речевой патологией. Логопеды отмечают среди прочих недостатков у этих детей нарушение развития моторики, в том числе и мелкой.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, мало понятна, недостаточная речевая активность.

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки. Проводимая ежегодно диагностика показывает, что у детей с ОНР плохо развита моторика рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах. Следовательно, одной из задач преодоления речевого недоразвития является развитие тонких движений пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук способствует пассивная и активная пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, игры с пособиями для развития мелкой моторики рук, графические упражнения, продуктивная деятельность и различные виды трудовой деятельности.

Цель:

Повышение уровня умственного и речевого развития детей с ОНР по средствам продуктивной деятельности

Задачи:

1)Создать условия для успешной организованной и самостоятельной продуктивной деятельности детей в группе.

2)Способствовать интеллектуальному, эмоциональному и речевому развитие ребенка.

3)Развивать мелкую моторику рук, координацию слова с движением.

4)Поддерживать интерес к продуктивной деятельности.

5)Воспитывать активную, инициативную и творческую личность в ребёнке.

Основная часть.

Совместная деятельность воспитателя и детей по рисованию, лепке, аппликации в детском саду объединяются в образовательную область «Художественное творчество», конструирование входит в образовательную область «Познание». Результатом деятельности является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепке, постройки (продуктивная деятельность). Чрезвычайно высока роль этой деятельности в интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитие ребенка.

Изодеятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание теснейшим образом связано с развитием речи.

Также, не для кого ни секрет, что тонкая моторика и речь сильно взаимосвязаны. Перед тем как приступить к работе по изодеятельности, используем пальчиковую гимнастику. Развивая тонкую моторику ребенка на занятиях продуктивной деятельностью, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а следовательно в целом речи.

Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, которые важны как фундамент, основа развития речи ребёнка. Она отражает и углубляет ещё и представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста решаются попутно, являясь второстепенными по отношению к изобразительным задачам.

Во время изодеятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изодеятельности является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название.

Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изодеятельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.

При каждой работе по изодеятельности комментируем (оречевляем) демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначения. Для того, чтобы дети лучше усвоили названия материала, создаем условия для самостоятельного посильного выполнения поручений воспитателя как до занятий, так и после них. Дети как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Мы даем детям предмет в руки и предлагаем действовать с ним, при этом называем действия и признаки. В этом случае новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. Дети в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

В продуктивной деятельности создаем условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметами значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку, муляж или картину, значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изодеятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия, например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, кисточку положил и т.д.

Приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель часто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: наклеить круг, подклеить уголок, заклеить и т.д.

Изображение предмета, даже самого элементарного, в продуктивной деятельности предполагает наличие достаточно ясных представлений о нем. Формирование представлений о предметах и явлениях требует от детей усвоений знаний об их свойствах и признаках (об их форме, цвете, величине, мягкости, упругости, количестве, положения в пространстве и т.д.). Мы перед обучением детей изображению выделяем и называем эти свойства, путем сравнения предметов и учим детей находить свойства и различия.

Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, прочнее закрепляется в сознании. Признаки (форма, величина, цвет) становятся не только присущими отдельным определенным предметам, но и обобщаются в понимании детей как присущие многим предметам. Дети узнают и называют, например, красный цвет, круглую форму, прямую линию в предмете, к концу года активно используют эти слова и словосочетания в общении.

На занятиях по изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети придают нарисованному предмету движения (машина едет), на основе предметного рисунка создают целый сюжет, оживляют предмет, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог.

Воспитываем у детей умения воспринимать речь в процессе создания продукта, а затем совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки, слово помогает осмыслению процесса создания продукта в продуктивной деятельности.

У детей еще нет собственного замысла, их увлекает сам процесс, повторяемость действий, но результат их еще мало интересует. Поэтому на занятиях чаще обращаем внимание на выразительность полученного изображения, аппликации. Привлекаем образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают детям создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

На занятиях изобразительной деятельностью можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь детей новыми словами, уточнять значения слов, их грамматические формы, например, согласование прилагательного с вопросительным словом, различение слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.

Работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы строится в определенной последовательности:

- от ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвел с ним необходимые действия;

- произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь)

- самостоятельный ответ словом.

- составление предложений из двух-трех слов,

- использование в речи распространенных предложений из 3-4-х слов.

На занятиях дети прослушивают образцы простых и распространенных предложений. Например, констатация факта: «Степа берет ножницы, Катя уже взяла ножницы», повторение ответа ребенка: «Что наклеивает Соня?» - «Кружок» - воспитатель: «Соня наклеивает кружок». Простые образцы речи используются в процессе выполнения деятельности детьми, белее сложные – в конце занятия, по завершению работы. Дети слушают рассказ о том, что они сегодня сделали.

Учитывая образность мышления детей и их минимальный опыт во всех видах продуктивной деятельности, мы используем трафареты – контурные изображения посуды, одежды, животных, транспорта. Трафареты помогают постепенно осваивать все этапы изображения различных объектов. Например, надо украсить чашку узорами, затем задание усложняется, к чашке надо пририсовать ручку.

Изобразительная деятельность позволяет решать и другие задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнение работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Дети испытывают удовлетворение от того, что лепка, рисунок, аппликация понравились, что другие дети выразили свое удовлетворение их работой, отметили ее (можно похлопать им). Положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетентности, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни. Очень важно, чтобы занятия проходили в эмоционально положительном речевом сопровождении взрослого. Детям необходимо общение в сотрудничестве с взрослым, оно помогает им узнавать мир.

«Переживания радости очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих их людей» – К.Э. Изард.

Обучение изодеятельностью не должно быть сухим, формальным. Мы всегда должны помнить о том, что дети не упражняются в рисовании, а создают образы предметов и явлений, поэтому каждое наше занятие должно быть эмоционально окрашено, должны подбираться подходящие потешки, песенки, стихотворения. Это усиливает воздействие на формирование образных представлений и образного решения, вызывает яркие эстетические переживания детей.

В результате освоения способов передачи предметов разной формы в рисунке и лепке у детей возникают положительные эмоции, создается хорошее настроение. Они радуются, что могут нарисовать, слепить, наклеить понятное всем изображение, с удовольствием рисуют, лепят в свободное время. Эмоциональная отзывчивость усиливается по мере овладения навыками и умениями, но в то же время быстро ослабевает и совсем пропадает, если у ребенка что-то не получается.

Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие».

Каждая линия, проведенная самостоятельно – это успех, радость от сознания того, что я могу сам!

Заключение.

Умелыми пальцы, сформированные мышление и речь становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности. А комплексные занятия будут способствовать развитию психических процессов детей, в том числе мышления и речи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. - СПб.: КАРО, 2004. - (Модернизация общего образования).

2. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.

3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Акцидент, 1996.

6. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

7. Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - (серия «Вместе с детьми»).

9. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

10. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) - Волгоград: Учитель, 2005.